К вопросу о формировании психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности

Профессиональная подготовка курсантов Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева является целенаправленным и относительно самостоятельным процессом, представляющим собой систему непрерывных мероприятий, направленных на формирование и развитие у обучаемых военно-профессиональных качеств и готовности к практической деятельности в соответствии с должностным предназначением.

Сложная профессональная деятельность офицеров, которая включает в себя высокий уровень нервно-психической напряженности, угроза жизни и здоровью, а также повышенные требования к их моральным, боевым и психологическим качествам, обусловили возрастание необходимости формирования психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в процессе обучения в Академии.

Так, в период с 19 по 22 января 2016 года с курсантами 4 курса были организованы и проведены психологические тренинги, направленные на формирование психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности.

В психологическом словаре готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий».

Состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операциональных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.

Формирование готовности к профессиональной деятельности является целью и результатом длительного процесса подготовки специалиста, включающей формирование у курсантов положительного, эмоционального отношения к военной профессии, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с деятельностью офицера в мирное и военное время, соответствующей эмоционально-волевой устойчивости, то есть таких особенностей психических процессов и черт личности, которые необходимы им как будущим руководителям.

Высокий уровень готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности достигается всесторонней подготовкой, которая в организационно-педагогическом аспекте представляет собой специально организованную, имеющую воинскую направленность учебно-познавательную деятельность, в процессе которой происходит формирование будущего офицера.

Формирование готовности курсантов к профессиональной деятельности должно осуществляться на протяжении всего времени обучения в военном вузе как система профессиональной подготовки в дифференциации и индивидуализации.

Таким образом, психологическая подготовка в Академии, это существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Она помогает курсанту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных ситуаций.

 

 

Жанна Руденко
старший инспектор-психолог
отдела воспитательной работы
старший лейтенант полиции