ЧТОБЫ ПОМНИЛИ….

«Память о трагических страницах
нашей истории, о жертвах
политических репрессий и голода
всегда была, есть и будет
для нашего народа священной».
(Н.А.Назарбаев)

В областном Доме Дружбы прошла встреча, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий в Казахстане, под названием «Уроки памяти».
Указом Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаева от 30 декабря 1996 года — 1997 год был объявлен в нашей стране Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий. В целях увековечения памяти лиц, пострадавших в годы политических репрессий — 31 мая — был объявлен Днем памяти жертв политических репрессий.
За годы репрессий в СССР было сослано более 5 миллионов человек (к примеру, по переписи населения в Казахстане в 1939 году проживало чуть более 6 млн. человек). По некоторым данным, общее число заключенных значительно превышает эту цифру
В период с 1921 по 1954 гг., в Казахстане, было осуждено 100 000 человек, к 25 000 из них была применена высшая мера наказания – расстрел.
За 33 года (с 1920 по 1953 гг.), около 110 тысяч человек было подвергнуто политическим репрессиям, около 18% всей казахстанской партийной организации было объявлено «врагами народа».
Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе, — писал он 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алма-Ату и сыгравшем роковую роль в судьбе казахской интеллигенции. «Я также за то, чтобы беспартийные быт привлечены к делу насаждения киргизской культуры и решительно против того, чтобы они быт допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи».
В конце 1928 г. по ложному обвинению были арестованы и репрессированы 44 человека из числа «буржуазных националистов» — бывших деятелей «Алаш Орды» М. Дулатов, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов, X. Габбасов, А. Байтурсынов. Другая группа национальной интеллигенции в составе М. Тынышбаева, Ж. Акпаева, X. Досмухамедова, Ж. Досмухамедова и другие были арестованы в сентябре-октябре 1930 года.
Репрессированы были видные деятели науки и культуры: А. Бокейханов, М. Тынышпаев, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров. В «национал-фашизме», кризисе сельского хозяйства, связях с японской разведкой, шпионаже были обвинены С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов и другие.
В этот период были расстреляны Ж. Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них скончались в лагерях, остальные, отбыв наказание, в 1937 году были повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш Орды и расстреляны в 1937-1938 гг.
Политические репрессии в Казахстане продолжались в конце 40-х и в начале 50-х гг. В Казахстане репрессиям подверглись деятели науки, литературы и искусства, возродился тезис о «буржуазном национализме» среди национальной интеллигенции («История Казахстана», 1943 г., монография Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.», посвященная восстанию Кенесары Касымова 1837-1847 гг. — «дело Бекмаханова»). 2 декабря 1952 г. коллегия Верховного суда Казахской ССР приговорила Бекмаханова к 25 годам лишения свободы.
В конце 40-х — начале 50-х гг; жертвами политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики: А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменов, Е Исмаилов, Л. Домбровский, президент АН Казахской ССР К. Сатпаев, писатель и ученый М. Ауэзов, Т. Тажибаев — ректор КазГУ. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики. И таких примеров – великое множество……
31 мая — это день великой скорби и памяти, которая будет передаваться из поколения в поколение.
История сложилась так, что в 30-40-е годы прошлого столетия Казахстан стал местом ссылки для представителей 62 этносов. Среди сосланных сюда были представители национальных элит, политические и общественные деятели, звезды литературы, театра, служители религиозных культов, видные деятели своих народов.
Вспомнить о нелегких судьбах этих людей собрались студенты, представители этнокультурных объединений и преподаватели высших учебных заведений. Модератором выступил член научно-экспертной группы областной АНК, кандидат исторических наук Алибек Табулденов.
— За годы репрессий на территорию Казахстана были насильно выселены 40 народов общей численностью более 1,5 миллионов человек, — отметил в своем выступлении Табулденов. – Наша страна превратилась в один гигантский Гулаг. Вместе с теми несчастными, потерявшими свою родину, в жернова репрессий попал и казахский народ. В национализме и шпионаже были обвинены и расстреляны наши земляки, видные деятели своего времени – Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Беимбет Майлин и многие. Они, как и многие другие, стали жертвами эпохи, унесшей в массовых политических репрессиях миллионы ни в чем не повинных людей.
О тяжелых годах репрессий помнит активистка татаро-башкирского этнокультурного центра «Дуслык» Роза Хакимовна Синицина, отметившая в этом году свое 80-летие.
— Мои родители жили в Башкирии, в 30-х годах, когда их «раскулачили». За одни сутки им пришлось собрать вещи и отправиться в ссылку в Сибирь. Мама была очень прозорливой женщиной, поэтому прихватила с собой топор, пилу, лопату. По приезду на место ссылки родителей сразу отправили работать. Отец, например, трудился на шахте. Сложно было жить, тяжелое было время. Спустя годы, конечно, мою семью реабилитировали, но воспоминания о том времени, все же не самые лучшие, — рассказала Роза Хакимовна.
Вспомнили на встрече и о том, что одними из самых первых депортации подверглись корейцы.
— Причиной такого решения стала угроза со стороны Японии, — рассказала доцент кафедры общественных дисциплин, основ права и экономики КГПУ им.У.Султангазина Елизавета Ярочкина. – Руководство страны опасалось, что миролюбивые корейцы могут встать на сторону врага и тогда, чтобы избежать провокаций, весь корейский народ был сослан в Казахстан. Прибывшие на новую родину люди, потеряв по дороге не одну тысячу соотечественников, взялись строить будущее, каким бы горьким не было настоящее.
Следующим народов, подвергшимся массовой депортации, были немцы. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны их переселили в казахстанские степи. В Костанайскую область попало около 39 тыс. немцев. Сегодня в регионе проживает 28 тысяч представителей данного этноса.
А еще в этом году отмечается круглая дата – 75-летие депортации чеченцев и ингушей. Под эгидой операции «Чечевица» 23 февраля 1944 года более 40 тысяч вайнахов лишись своих домов и родных людей. Казахстан стал для них новой родиной.
— Несмотря на то, что столько лет прошло с тех страшных времен, все еще есть документы носящие гриф «секретно», — подытожил модератор встречи Алибек Табулденов. – Есть еще то, что нужно изучить, узнать, проверить. Но главное сегодня – не держать обиду. Мы должны воспринимать эти страшные происшествия сквозь призму истории, чтобы больше никогда такого не допустить.
За годы Независимости в стране издан Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», опубликованы «Книги памяти жертв политических репрессий», издано 14 «Книг скорби», в которые «занесены светлые имена почти 146,5 тысяч безвинно пострадавших соотечественников». В соответствии с законодательством более 340 тысяч незаконно репрессированных граждан были реабилитированы. Этот процесс продолжается и на современном этапе.
Изучение сталинизма — репрессивной политической системы советского режима 1920-1950-х гг. продолжает оставаться актуальной проблемой современной казахстанской исторической науки.
Первый Президент Казахстана – Елбасы Н.А. Назарбаев призывает казахстанское общество сделать всё, чтобы не допустить повторения политических репрессий в современной и будущей истории человечества. «Память о миллионах людей разной этнической и религиозной принадлежности, попавших в жернова тоталитарной системы — невинно осужденных за инокомыслие, погибших в гулаговских застенках и безжалостно изгнанных с родной земли — для нас, граждан свободного, независимого Казахстана, всегда была и будет священна».
Нужно помнить прошлое и ценить настоящее ведь без этих составляющих мы не можем устремлять свой взгляд в будущее.

Табулденов А.Н.
начальник ООНИиРИР
кандидат исторических наук
подполковник полиции