Память о них жива…

Сегодня своими воспоминаниями о ветеранах Великой отечественной войны, о своих дедах-героях рассказывает семья Хакимовых – Ержан и Индира. Чета полицейских с гордостью делятся историями из жизни Аринова Хакима Махамбетовича и Сами Найзабекова, для которых они и сегодня являются примером для подражания.
Героями Великой Отечественной войны стали многие солдаты и офицеры Красной Армии. Среди известных Героев Советского Союза есть снайперы – одним из которых является Хаким Аринов. На фронте, когда против врага выступали роты, полки, дивизии, снайпер представлял собой самостоятельную боевую единицу. Его задачей было поражение командного и связного состава, уничтожение замаскированных одиночных целей.
Родился Хаким Махамбетович 25 декабря 1925 года в Целиноградской области Державинском районе селе Братолюбовка. Окончил Целиноградский кооперативный техникум в 1962 году. Вместе с супругой Кульбайрам вырастили и воспитали 12 детей.
В годы войны с 1943 по 1946 года нес службу в 196 стрелковом полку — снайпером. Участвовал в войне с Японией в составе 196 стрелкового полка 35 Стрелковой дивизии. С августа 1946 года по март 1948 года работал заведующим воинского склада.
Награжден медалями: «За победу над Японией», «ХХХ лет Советской армии и флота», «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» Уволен в запас 4 августа 1948 г.
Сами Найзабеков, человек-легенда, пройдя всю войну, сердце и душа этого человека не очерствели. Вопреки всему, он научился радоваться жизни, находя отдушину в семье, детях, внуках.

— Я богатый человек!- говорит С.Найзабеков.- У меня три сына, пять дочерей и 20 внуков. И их всех я очень люблю. Конечно, память о погибших друзьях, фронтовых товарищах, которых я потерял в боях, будет со мной навечно.
Скупая мужская слеза скатилась по щеке ветерана. Чувствуется сколько человеческого горя заключено в словах аксакала… Восемнадцатилетний парень прошагал по военной дороге более 9 тысяч километров от Балтийского до Черного моря.
После окончания трехмесячной учебы в сержантской школе в г.Горьком он оказался на Сталинградской битве. Как и многие его товарищи, он занимал оборону Сталинграда. Что пришлось испытать им, трудно передать. Фашисты вели беспрерывный огонь, невозможно было поднять голову. Из огненного пекла вышла горстка людей и вынесла знамя полка. Для пополнения полка оставшиеся бойцы были отправлены в Горький, оттуда Сами Найзабеков пошел в Москву, где обучался около 3 месяцев снайперскому делу, а затем опять на Волховский фронт — участие в обороне Ленинграда, потом Харьковский фронт.
Сами Найзабеков вспоминает 1943 год, именно тогда в столице Ирана -Тегеране собрались руководители трех крупных держав СССР, Англии и США на тегеранскую конференцию, где подписали соглашение о военном сотрудничестве.
А незадолго до этого Сами Найзабекова и его товарищей отправили на Кавказ, которые были отобраны в состав подразделения органов НКВД. Вначале он попал в Баку, затем в маленький пограничный город Острачий, а потом Тегеран. Основная их функция – охрана правительства. Полгода, что они находились там, требовали выдержки, мужества, оперативности.
-Меня могли расстрелять в любой момент в последующие 10 лет после службы, — вспоминает Найзабеков. — Если после оставления мною заставы на территории страны были обнаружены лица, которые перешли границу на участке, где я служил и во время моего дежурства, без суда и следствия меня могли бы расстрелять. Но все обошлось – смеется он.
Я смотрю на Сами Найзабекова, на его улыбку, слышу его веселый смех и не могу отделаться от мысли, как же все-таки умеет излечиться душа человека, прошедшего ад войны, прожившего в течение 10 лет под дамокловым мечом, но не утратившего умения радоваться жизни, любить ее. Наверное, последнее характерно для всех фронтовиков. Никто не умеет ценить жизнь, так как они, кто смотрел в глаза смерти.