«Новый формат полицейского ведомства в Республике Казахстан: стратегический вектор модернизации»

Полиция — это примирение общественных свобод с общественным порядком
Станислав Ежи Лец

Практически в каждом ежегодном послании Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев уделяет особое внимание вопросам эффективности деятельности казахстанской полиции.

Признание реальных успехов в работе службы, конструктивная критика, а, нередко, и признание системных просчетов, — вся динамика «взлетов и падений», результатов сегментного или масштабного реформирования системы всегда находила отражение в обращениях Елбасы к народу.

И это не случайно. Уже давно сформировался и в последние годы достиг апогея социальный запрос на новый формат деятельности полицейской службы, на преодоление стойкого антагонизма, критической степени недоверия рядовых граждан страны к деятельности полиции.

Несмотря на систематически проводимые преобразования в рамках процесса реформирования казахстанского полицейского ведомства, повышение профессиональных требований к действующим сотрудникам полиции и претендентам на данную правоохранительную службу, до настоящего времени многие вопросы остаются нерешенными в полной мере.

При этом, следует учитывать, что в подавляющем большинстве случаев граждане контактируют с конкретными сотрудниками полиции, от профессионализма и морального уровня которых зависит процесс формирования отношения к полицейскому ведомству в целом.

Именно по этой причине в очередном послании Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года вновь была озвучена проблема повышения качества правоохранительной деятельности и обеспечения необходимого уровня безопасности граждан. «Сотрудники органов внутренних дел, находятся на «переднем фронте» борьбы с преступностью и защищают от нее граждан, нередко рискуя своими жизнями, — указал Н.А. Назарбаев, в то же время общество ожидает коренного улучшения работы правоохранительных органов, в первую очередь полиции».

В итоге была заявлена необходимость безотлагательной модернизации системы органов внутренних дел, которая стартовала уже с 1 января 2019 года.

Н.А. Назарбаевым были выделены 3 основных направления предстоящей модернизации, каждое из которых включает в себя обширный спектр организационно-правовых вопросов, на решение которых и должны быть направлены кардинальные преобразования.

Во-первых, предполагается оптимизировать штатную численность МВД, избавить полицию от несвойственных функций.

Во-вторых, необходимо утвердить новый стандарт полицейского и изменить систему карьерного продвижения, а также подготовки и отбора кадров через полицейские академии.

И, наконец, в-третьих, следует внедрить новые современные форматы работы с населением, кардинально изменить критерии оценки полиции.

За каждым из указанных направлений модернизации стоит ярко выраженный рациональный подход (в частности, экономическая и организационная составляющая), но, вместе с тем, нельзя не отметить и отчетливый вектор ориентации деятельности полицейских на реальное служение народу. Так, в частности, указывается на необходимость перехода к сервисной модели работы полиции, что должно коренным образом изменить саму систему взаимоотношений между гражданами и сотрудниками полиции, привести к особой форме паритетности, снижению психологического дискомфорта от контакта с полицейскими.

Повышение прозрачности деятельности полиции, автоматизация значительной части оказываемых услуг, сопровождаемые институтом общественного мониторинга, который, к сожалению, еще недостаточно развит в нашей стране, — все это должно привести к повышению уровня доверия населения к повседневной деятельности полиции, нивелировать длительное время существовавшую карательную практику.

Следует признать, что в установлении прозрачности деятельности, в конечном итоге, заинтересованы и сами полицейские. Повышение осведомленности граждан об основных аспектах работы полиции, в том числе, и создание плодотворных площадок для сотрудничества сформирует четкое представление о том, насколько обширны функции современного казахстанского полицейского, какова интенсивность его труда. Во многих развитых странах полицейские тратят значительное количество служебного времени для установления контактов с населением, которые имеют характер как разъяснительной работы, так и вполне конкретного социального партнерства.

Соответственно, избавление полиции от несвойственных функций, а также двойственных полномочий, в частности, в сфере лицензирования, регистрации и техосмотра машин, приема экзаменов на право управления автомобилем, оформления водительских удостоверений, осуществление экспертно-криминалистической деятельности и т.д. сможет определенным образом высвободить необходимые временные ресурсы для осуществления конструктивных контактов с населением. Что же касается заявленной в Послании аттестации сотрудников правоохранительных органов, то ее следует расценивать в рамках процесса модернизации, в первую очередь, не столько как технический вопрос, своего рода «чистку рядов», но как необходимость для каждого сотрудника провести качественную самооценку с точки зрения соответствия новым стандартам полицейской службы, сформировать его качественно новую профессиональную самоидентичность.

Таким образом, речь идет уже не столько об очередном реформировании, сколько о качественно новом процессе модернизации. Модернизация (от греческого «moderne» — новейший)  представляет собой процесс усовершенствования, улучшения, обновления объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями, системами оценки качества. В рамках процесса модернизации предполагаются преимущественно качественные изменения, своего рода переход на более высокий уровень того или иного процесса, деятельности. Безусловно, процесс модернизации не может происходить «вслепую», требует четкой постановки задачи и соответствующего инструментария. Планируемая модернизация казахстанского полицейского ведомства предполагает собой использование положительного зарубежного опыта функционирования полиции, на основе внедрения которого должна сформироваться новая, уже национальная модель полиции.

Полиция – это многофункциональная силовая структура, отвечающая за обеспечение безопасности личности, общества и государства. За последние двадцать лет попытки реорганизации и реформирования полицейского аппарата предпринимались не раз, но принципы деятельности полиции остаются незыблемой категорией, своего рода постулатом, парадигмой. Начавшаяся модернизация полицейской системы в изменяющихся социально-экономических и политических условиях направлена на переосмысление качества функционирования полиции, необходимость должного и ориентированного на потребности граждан исполнения сотрудниками своих обязанностей.

Основные задачи полиции Республики Казахстан  — это защита жизни, здоровья, имущества граждан от противоправных посягательств, поддержание в обществе спокойствия и порядка, помощь людям в тяжелых жизненных ситуациях. При этом перечень полномочий, предусмотренных Законом РК от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», включает в себя более 40 пунктов, каждый из которых структурно предполагает значительное количество подфункций. Фактически, в сравнении с функциональным назначением других органов государства, компетенция органов внутренних дел является одной из наиболее полифункциональных. Здесь также можно говорить и про обеспечение полицией такой «мега-функции», как поддержание публичного порядка — правовой категории, призванной характеризовать содержание отношений «человек и закон». Модернизация предполагает не изменение этих ключевых задач, являющихся фундаментом деятельности полиции, а создание таких действенных механизмов, которые позволили бы повысить качество их исполнения, добиться стойких положительных результатов.

Таким образом, оценивая проблему практического осуществления процесса модернизации необходимо понять, как нормы закона перевести в практическую плоскость, сделать работу полиции эффективной, соответствующей закону, то есть фактически преодолеть те барьеры и издержки, из-за которых происходит постоянное накопление новых проблем и противоречий.

При совершенствовании деятельности полиции важно в равной степени уделять внимание созданию систематизированной (кодифицированной и консолидированной) законодательной базы, тщательному кадровому отбору и профессиональной подготовке сотрудников полиции, способам и методам контроля их деятельности, распределению функций, равно как и решать проблему дублирования полицейских функций.

Но как исправить системные недостатки организации функционирования полицейской системы, имеющиеся сегодня? Ответ на этот вопрос требует тщательной и неспешной проработки. В новых условиях полиция должна стать эффективным механизмом защиты личности, общества и государства, соответствующим сильной прогрессивной стране. Модернизация полиции должна иметь под собой научно обоснованное экономическое, социологическое и, конечно же, правое обеспечение.

К настоящему времени сформирована Дорожная карта по модернизации органов внутренних дел Республики Казахстан на 2019-2021 годы, составленная из наиболее значимых направлений, согласованных между собой по срокам и субъектам исполнения.

Соответственно, процесс модернизации предполагает достаточно высокие темпы и интенсивность планируемых к проведению мероприятий. В частности, одним из пунктов, связанных с кардинальным преобразованием в системе подготовки полицейских кадров, запланировано изменение системы ведомственного образования. С одной стороны, ныне существующая система подготовки кадров для казахстанской полиции существовала на протяжении длительного времени и, в целом, себя оправдывала. Однако время не стоит на месте, на первый план начинают выходить такие критерии, как рациональность, экономическая целесообразность, компетентностный подход при подготовке специалистов.

Следует отметить обоснованно сдержанный подход в отношении полного отказа от существующей формы подготовки полицейских кадров, поскольку в одном из ведомственных учебных заведений МВД, — Карагандинской академии имени Б. Бейсенова, — будет сохранена прежняя форма обучения.  Полагаем, что это создаст условия для конкуренции двух систем, в результате которой можно будет конкретным, опытным путем установить наиболее эффективные методы подготовки, воспитывающие полицейского нового формата, деятельность которого по достоинству оценит общество.

 Преподаватель кафедры УУИПиК

 капитан полиции М.Қалқаманұлы