ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СИЛА ИСКУССТВА

В работе куратора ежедневно встают вопросы о выборе воспитательных средств, которые бы повысили эффективность и продуктивность воспитательного процесса. Среди перечня задач каждый куратор расставляет приоритеты в соответствии с собственными убеждениями. Однако одной из первейших задач всегда остается формирование высоконравственной и духовной личности молодых людей.

Духовные идеалы наших курсантов, их мировоззрение и ценностные установки не только определяют жизненные позиции самих курсантов, но и нравственные основы всего казахстанского общества. Это особенно актуально для нашего государства сегодня во время поиска путей развития общества с высокими нравственными установками, с высокими идеалами, общества без коррупции. Поэтому при выборе средств воспитательного воздействия на личность курсантов куратор должен опираться на те духовно-нравственные ценности, которые прививаются этими средствами.

Мои воспитанники – это курсанты выпускного курса, а значит сегодня у меня, как у куратора, есть последняя возможность «довоспитывать» и «доформировать». Психологическая особенность курсантов 4 курса состоит в том, что они, выходя на финишную прямую, ощущают себя взрослыми и самостоятельными, способными принимать решения и отвечать за них. Поэтому воспитательный процесс также должен быть специфичным, недирективным, «взрослым».

Будущая профессиональная деятельность наших выпускников обещает быть наполненной трудностями и стрессами, поэтому сегодня я хочу научить их способам, которые помогут правильно организовать отдых, чтобы служебные обязанности ими выполнялись легко, энергично и с желанием.

Сегодня, в эпоху компьютерных технологий, виртуального общения и легкости в доступе к любой информации очень сложно убедить молодых людей в том, что искусство является тем неисчерпаемым ресурсом, который может пополнять богатство личности и жизненные силы вновь и вновь. Театр, живопись, литература и музыка – вот главные и вечные средства духовного и эстетического воспитания молодежи. Именно они легко и доступно расскажут о прекрасном, научат доброму отношению к окружающим, помогут найти согласие с самим собой.

С курсантами моих кураторских групп я работаю второй год. Мы побывали во многих местах культурного отдыха, однако в Костанайской областной филармонии имени Е. Умурзакова на концерте камерного оркестра мы оказались впервые. Мое предложение окунуться в мир классической музыки не всеми из них было встречено с удовольствием и радостью, потому что часто юноши и девушки не могут понять и почувствовать ее красоту.

Тем не менее, во время концерта было очень приятно наблюдать, как изменяется их состояние: от пренебрежительно-насмешливого оно постепенно, минута за минутой, превращалось в восторженно-восхищенное. И к завершению концерта глаза даже самых упрямых упрямцев сияли радостью и благодарностью за полученное эстетическое и духовное удовольствие. В этот вечер курсанты испытали настоящий катарсис.


Я глубоко убеждена, что куратор в арсенале своих воспитательных средств должен иметь не только требовательность, строгость и принципиальность, но и доброту, искреннюю любовь к своим воспитанникам и умение научить их видеть красивое и прекрасное в окружающем нас мире. Только в этом случае мы можем надеяться на успех в таком нелегком деле, как формирование высоконравственной и духовной личности.

Елена Федотова

Куратор 412 и 413 учебных групп