ЯЗЫК, ОТКРЫВАЮЩИЙ СЕРДЦА

Видео: Открытое занятие по русскому языку

Быть внимательным, чутким, уметь описывать свои впечатления и наблюдения очень важно, как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере. Поэтому на занятиях по русскому языку теме описания внешнего вида и черт характера человека мы стараемся уделять особое внимание.

1 ноября с курсантами 107 учебной группы мною было проведено открытое общеакадемическое занятие по теме «Описание. Внешний вид, внутренний мир и качества человека. Прилагательное».

На этом занятии были систематизированы знания, полученные курсантами об описании как функциональном типе речи; курсанты тренировались в нахождении главного (неповторимого) в облике конкретного человека и описании своих наблюдений; учились правильно использовать «портретную» лексику.

Профессорско-преподавательский состав, присутствовавший на открытом занятии, дал высокую оценку работе курсантов 107 взвода.

Более чем пятилетний опыт преподавания русского языка в группах с государственным языком обучения позволяет мне утверждать, что для преодоления сложностей артикуляции неродного языка как нельзя лучше способствуют скороговорки. Практически на каждом занятии по русскому языку мы проводим речевую разминку: проговариваем скороговорки, помогающие настроить речевой аппарат для воспроизведения иноязычной речи.

Речевая разминка в начале нашего открытого занятия позволила всем присутствовавшим убедиться, что многие курсанты прекрасно справляются даже с самыми сложными скороговорками, несмотря на то, что учебный год только начался.

На следующих этапах занятия курсантов ждали командные и индивидуальные задания и игры. Игры очень хорошо проводить на этапе закрепления изученного материала, и наше открытое занятие было как раз именно заключительным по данной теме. В своем методическом пособии «Лингвистические игры» мною описаны эти и другие игры, способствующие отработке навыков и умений.

Так, в игре «Комплимент» необходимо было, используя прилагательные, составить как можно больше комплиментов одному из членов противоположной команды. Иными словами, описать комплиментами его внешность и характер.

И комплименты хлынули бурным потоком на этих счастливчиков. Им повезло услышать в свой адрес много приятных и теплых слов. Ни капли лести и лжи! Все сказано было от души. При этом команды тонко подмечали особенности черт характера и внешности своих одногруппников.

Такое теплое отношение курсантов друг к другу не может не радовать нас, преподавателей. Думается, что составить для одного человека более тридцати комплиментов за пять минут могут только искренние, добрые и чуткие люди.

Успешно и быстро курсанты справились и с грамматическими заданиями. А игра «Полицейский участок» вызвала у всех живой интерес.

Команды представляли собой полицейские участки, в которые обратились люди (по одному из участников противоположной команды) по поводу пропажи их близких. «Полицейские» составляли ориентировки с описанием внешности пропавшего человека со слов «заявителей». Поэтому «полицейские» должны были расспросить «заявителя» как можно подробнее о внешности потерявшегося, а «заявители» должны были как можно точнее отвечать на вопросы «полицейских», глядя на фотографии «разыскиваемых» людей и не показывая их «полицейским». Курсанты к этому заданию отнеслись очень серьезно, их диалоги были содержательны и продуктивны (и все это на русском языке, который является для них неродным!).

И если в первой игре, составляя комплименты, курсанты старались использовать все богатство художественной лексики, то в этой игре они должны были использовать лексику делового стиля.

Затем из нескольких человек, представленных на экране, всем вместе нужно было по составленным командами «ориентировкам» угадать «разыскиваемых» лиц. Точно составленные «ориентировки» позволили безошибочно отгадать «разыскиваемых».

Было очевидным, что курсантам нравится таким нестандартным образом работать над отработкой «портретной» лексики, а к концу занятия они пришли к выводу, что все эти навыки по выявлению индивидуальных особенностей людей и описанию внешности им обязательно пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Как преподавателю мне отрадно видеть стремление курсантов к постижению всех богатств русского языка и владению им на том же уровне, что и казахским!

Преподаватель кафедры языков

магистр филологии,

магистр юриспруденции

майор полиции

Елена Бекжанова