Официальный визит казахстанских специалистов в Великобританию (г. Лондон; г. Кардифф (Уэльс))

Сотрудники Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева – начальник центра психологической работы подполковник полиции Чиржова О.В. и доцент кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии, к.ю.н., подполковник полиции Симонова Ю.И. в составе группы казахстанских специалистов под руководством Председателя КУИС МВД РК А.Х. Базылбекова осуществили учебную поездку в г. Лондон (Великобритания) и участвовали во всех мероприятиях, определенных программой учебного визита.

 «Ознакомление с деятельностью службы пробации»

Узнали о том, что 1 апреля 2017 года служба борьбы с правонарушителями была преобразована в Службу тюрем и пробации Ее величества. Причиной данной реорганизации стала необходимость ограничить службу пробации от выполнения несвойственных ей функций (в частности, решение вопросов развития уголовно-исполнительной политики государства, выполнение законотворческих функций и т.д.).

В течение последнего времени служба пробации Англии подотчетна Министерству юстиции, что зарекомендовало себя как более  положительная практика. Структуру службы пробации в настоящее время составляют: 1) общественная (государственная) пробация и 2) частная пробация, которая была создана 2,5 года назад для работы с правонарушителями, совершившими менее опасные правонарушения.

Государственная служба пробации осуществляет свою деятельность в отношении лиц, совершивших более опасные правонарушения (тяжкие насильственные, все сексуальные посягательства, а также менее тяжкие преступления, за которые назначается более 12 месяцев тюремного заключения) и действует в рамках общественных интересов, осуществляют партнерство с судами, а также с мировыми судьями (мировые судьи проходят специальную подготовку сроком до 12 месяцев и рассматривают дела о мелких уголовных правонарушениях).

Служба пробации постоянно взаимодействует с судом в формате формальных официальных встреч по коммуникациям, в процессе которых обсуждаются вопросы своевременности и качества предоставления досудебных докладов. Вопрос о подведомственности правонарушителя (государственная или частная служба пробации) решается после подготовки досудебного доклада.

Инициатором досудебного доклада  является суд, составляется он, как правило, в отношении менее тяжких уголовных правонарушений. Досудебный доклад может быть представлен в устной либо письменной форме. Устная форма досудебного доклада имеет место при необходимости его быстрого предоставления, но в последующем в обязательном порядке должен быть представлен транскрипт. В отношении более тяжких правонарушений срок предоставления досудебного доклада может составлять до 15 и даже до 21 дня.

По общему правилу, при составлении досудебного доклада необходим контакт офицера пробации с самим правонарушителем, однако поскольку в некоторых случаях это является невозможным, то может быть организована  видео-связь (например, если правонарушитель находится в изоляции).

Были в общих чертах освещены критерии эффективности оценки деятельности офицеров пробации. Офицер пробации не несет персональной (дисциплинарной) ответственности за факты повторных правонарушений со стороны подконтрольных лиц. Одним из способов контроля за качеством досудебных докладов является процедура контрподписания руководством. Кроме того, ежегодно осуществляется проверка отчетов офицеров пробации по методу случайной выборки. В качестве критерия оценки деятельности офицеров пробации может выступать не наличие либо количество повторных правонарушений, а статистика изменения рисков, свидетельствующая об эффективности коррекционного воздействия.

 «Оценка и планирование работы с правонарушителями:

Система OASys и как она используется на практике.

Основной программной системой оценки рисков правонарушителя, используемой офицерами пробации, является система OASys. Основные принципы работы системы были представлены старшим сотрудником службы пробации Шарифой Мохаммед, работающей в службе пробации с 2002 года.

OASys – это статистическая информационная система, связанная с системой данных полиции (например, по количеству приводов, семейному положению, возрасту и иным данным правонарушителя). В процессе пробационного воздействия правонарушитель проходит через систему OASys несколько раз.

Применение системы OASys:

— при составлении краткого отчета (досудебного доклада). Вся информация концентрируется в суде и представляется «день в день». Информация, содержащаяся в кратком отчете является лимитированной;

—  расширенный досудебный доклад  — это результат полной обработки данных правонарушителя через систему OASys (оценка состояния здоровья, эмоционального состояния, жилищно-бытовых условий, поведенческих особенностей, мыслительной деятельности и т.д.)

Принцип деятельности системы OASys заключается в поэтапном заполнении определенных секций, содержащих перечень вопросов, качественно объединенных в один блок. При этом в ходе внесения офицером пробации данных в систему OASys, производится постоянное смещение по секциям, в зависимости от обнаруженной корреляции ранее введенной информации с вновь вводимой информацией. Например, в ходе заполнения OASys установлено, что оснонвым криминогенным фактором для данного правонарушителя являются неудовлетворительные жилищные условия. Данная информация фиксируется в системе и в последующем акцентируется постоянно (в виде напоминания).Наибольшее количество сегментов системы OASys содержит индикаторы риска повторных правонарушений.

Перечень вопросов OASys носит накопительный характер, переход из секции в секцию производится только при заполнении предыдущих секций. Именно по этой причине информация может быть обработана в лимитированном или расширенном виде. Если предыдущие секции не выявляют рисков у правонарушителя, то производство расширенного опроса становится нецелесообразным.

Результатом обработки данных через OASys является получение данных о вероятности повторного правонарушения (в процентном соотношении). Полученный результат считается достоверным и может быть принят за основу в течение 2-х лет.

 

 «Работа по управлению правонарушителями и изменение поведения»  (Натали Ноббс, офицер пробации, Адриан Норман, менеджер отдела по борьбе с сексуальными преступлениями).

Работа по управлению за изменением поведения осуществляется в отношении лиц: 1) отпущенных из учреждений по лицензии; 2) вышедших по правилам УДО.

Офицер пробации осуществляет максимальный сбор информации из различных служб (суд, органы социального обеспечения, ювенальная юстиция и т.д.)

По результату оценки имеющейся информации, офицером службы пробации разрабатываются требования к поведению правонарушителя (кондиции). Перечень этих требований зависит от имеющихся рисков повторного правонарушения (это может быть, например, запрет на контакт с членами ОПГ, требование иметь только одну sim-карту, запрет на пребывание в определенном районе и т.д.). Правонарушитель может быть посещен полицейским или офицером пробации на дому.

Действуют различные программы по управлению поведением правонарушителя: программа для совершивших правонарушение при управлении транспортным средством (включает 14 сессий, содержит изучение причин употребления алкоголя правонарушителем); программа по «управлению гневом» (содержит коррекционные занятия по управлению импульсивным и запланированным гневом); программа по развитию мыслительной деятельности (применяется при совершении общеуголовных правонарушений и содержит 19 сессий), программа  для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве.

В завершении сессии был представлен проект НПО по работе с правонарушителями, обозначены способы взаимодействия с пробацией. Представлен опыт по привлечению волонтеров из числа бывших правонарушителей.

«Доклады, представляемые до вынесения приговора – досудебные доклады (характеристика личности и обстоятельств подсудимого). Информация представлена Полом Личем и Патриком Экрсом – офицерами пробации при мировых судьях).

Вновь была представлена классификация досудебных докладов: 1) стандартные (SDR) – подробный досудебный доклад, который составляется в случае совершения более тяжких преступлений (применяется не очень часто)

2) сокращенные (FDR) – преимущественная форма досудебных докладов, содержит основную информацию для принятия судебного решения и составляется в случае совершения менее тяжких преступлений; 3) устные – представляются в суде (с последующим составлением транскрипта). 4) имеется также разновидность досудебного доклада о неявке правонарушителя.

Оптимальным сроком представления досудебного доклада является представление его в день слушания дела в суде.

         Форма досудебного доклада на влияет на его статус.

Основная цель: калькуляция условий для возможного совершения повторного правонарушения и определение степени опасности правонарушителя для общества.

Разъяснена структура досудебного доклада, виды и источники получаемой информации о правонарушителе. Резолютивная часть доклада содержит четкое предложение по приговору рекомендательного характера.

При составлении досудебных докладов преимущественно используется информационная система Delius, однако при составлении стандартных (сокращенных) докладов могут быть использованы данные системы OASys.

         Обозначены тенденции практики представления досудебных докладов:

Максимальное сокращение сроков предоставления (не более 5 дней, а наиболее эффективно -в день обращения). Исключения составляют только наиболее сложные дела (в отношении лиц с психическими нарушениями, в отношении социально уязвимых слоев населения, по делам о сексуальном насилии или тяжком насильственном преступлении, а также по делам, где встает вопрос о безопасности детей).

Раскрыты принципы функционирования системы кейс-менеджмента,  заключающейся в том, что руководитель службы пробации осуществляет наблюдение за делом для того, чтобы все инструменты по управлению рисками были оценены и заполнены.

         В дальнейшем разрабатывается план реализации судебного решения.

 «Работа службы пробации с опасными преступниками, включая партнерские организации: Презентация по теме «Мероприятия по межведомственной государственной защите общественной безопасности (МАРРА) и работа полиции. Сессия была представлена Чарльзом Хейуордом и Кимом Дормером (председателем комиссии МАРРА).

Функциональная роль МАРРа определена в отношении правонарушителей, отбывших наказание в виде тюремного заключения. Деятельность МАРРА в отношении правонарушителей начинается за 6-8 месяцев до освобождения по инициативе администрации учреждения и в зависимости от степени опасности правонарушителя для общества (практически в 100 % случаях МАРРА работает с лицами, совершившими сексуальные или тяжкие насильственные преступления).

В среднем МАРРА устанавливается в отношении 10000 лиц, из них около 350 дел (о наиболее серьезных правонарушениях) рассматриваются на заседаниях межведомственных комиссий, которые осуществляются с периодичностью 1 раз в 2-3 месяца. Департаменты МАРРА имеются в каждом районе Лондона. Особенностью деятельностью МАРРА является индивидуальная работа в отношении каждого правонарушителя

Основные направления деятельности МАРРА: 1) обмен информацией по правонарушителю с различными службами; 2) оценка рисков рецидивизма; 3) выработка плана по управлению рисками (снижению опасности для общества).

Основные цели МАРРА:  1) контроль за правонарушителем, сдерживание от повторного правонарушения; 2) сокращение рисков.

Первоначально для определения объема мероприятий офицер службы пробации посещает осужденного в тюрьме.

         В совещаниях МАРРА производится учет мнения потерпевшего от преступления.

В отношении лица, в отношении которого применяется МАРРА, могут устанавливаться определенные обязанности (например, проживание в hostel, ношение электронного браслета, запрет на посещение определенных мест и т.д.).    С 1997 года введен в действие Реестр преступников, совершивших половые преступления (правонарушителем подписывается согласие на присутствие его данных в Реестре на неопределенный срок). Доступ к Реестру имеет полиция (ведомственный доступ), причем, ограниченное количество сотрудников. Действует правило «закрытость информации в большей мере способствует реабилитации правонарушителя».

Каждый из 32 районов Лондона имеет специальную группу людей по обеспечению безопасности. Под контролем в настоящее время находятся около 6000 лиц, совершивших половые преступления (из них около 10 % составляют женщины).

Основная цель: правонарушитель должен знать, что он находится под постоянным контролем

В отношении лиц, совершивших преступления на сексуальной почве действует самостоятельная система оценки рисков (система Д. Кларка).

В заключении была проведена отработка смоделированной для участников ситуации с применением раздаточного материала в форме ответов на поставленные вопросы и свободной дискуссии.

 «Работа с опасными преступниками: Защита общественности: Утвержденные помещения и места заключения».  Сессия была представлена Илидом Дэвисом.

В настоящее время в Лондоне функционируют 12 хостелов, где лица, отбывшие наказание в виде тюремного заключения, находятся в режиме «полусвободы». Пребывание в хостеле может быть в качестве кондиции (условия) в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.

 Участникам в силу возникших при обсуждении вопросов были детализированы условия применения и различия в применении УДО и освобождения по лицензии.

Существует Комитет по УДО, который рассматривает запросы по УДО, составленные офицером пробации, и решает вопрос об объеме ограничений в отношении освобождающегося лица. В Комитет по УДО включены около 100 членов, среди них судьи, пробационщики, юристы, общественность. В отношении лиц, которым приговором назначен определенный срок, помимо прочего, назначаются консультации с МАРРА. При решении вопросов об УДО имеет место приоритетный учет мнения офицера пробации.

При освобождении по лицензии к правонарушителю могут быть установлены определенные требования. Период действия лицензии зависит от отбытого срока наказания. После периода действия лицензии устанавливается еще дополнительный период реабилитации правонарушителя. При применении освобождения по лицензии обычно имеет место приоритетный учет мнения администрации места лишения свободы.

Участникам была разъяснена особенность применения законодательства, в соответствии с которой требуется всегда четкое установление закона, который был применен к правонарушителю (поскольку правило об обратной силе закона не действует).

За 6 месяцев до применения лицензии офицер службы пробации составляет отчет, который состоит из:

  1. Данных о правонарушителе
  2. Данных о правонарушении (интерпретация правонарушения самим правонарушителем, а также оценка и прогноз офицера пробации о будущем поведении правонарушителя на основе профессионального мышления)
  3. Специальной информации о правонарушителе (описание текущей жизненной ситуации (3-12 раздел OASys), условия проживания, уровень образования, состояние здоровья, факты употребления алкоголя или наркотиков и т.д.)

При освобождении правонарушитель обязательно ставится в известность об условиях освобождения под роспись. В случае нарушения условий освобождения правонарушителю могут быть вынесены 2 вида предупреждения : 1) от офицера пробации; 2) от министерства юстиции.

Участникам был разъяснен механизм возвращения правонарушителя при нарушении условий лицензии в исправительное учреждение.  В частности, до 14 дней могут быть возвращены лица при более коротких сроках наказания, а до 28 дней – в случае более длительных сроков. При этом общий срок пребывания (возвращения) в учреждение не может быть более 10 лет.

С начала 2007 года действовала практика назначения неопределенных приговоров, отмененная в настоящее время, однако в учреждениях до сих пор содержатся осужденные с такими приговорами.

Особый порядок применения мероприятий действует в случае необходимости обеспечения безопасности детей. Для этих целей муниципалитеты ведут Реестр детей, нуждающихся в охране, и инициируют обращения в суд по установлению защиты.

В заключении сессии участникам была разъяснена работа хостелов, расположенных в местных сообществах, обозначены особенности обычного и усиленного режима содержания. Были раскрыты некоторые принципы организации работы хостела: `1) правонарушителю назначается куратор; 2) осуществляется надзор офицера пробации; 3) привлечение правонарушителя к различным видам деятельности;  4) ограничение «сферы вторжения» в личную жизнь правонарушителя; 5) применение программ по улучшению качества жизни

Для участия в запланированных сессиях участники визита осуществили поездку в г. Кардифф (Уэльс).

 «Обзор стратегических и политических аспектов работы в Уэльсе».

Вступительное слово Саймона Боддиса, директора Государственной службы Великобритании по контролю за правонарушителями (NOMS) в Уэльсе. Участникам представлена информация по ключевым вопросам: вопросы ответственности за деятельность исправительных учреждений в Уэльсе, вопросы распоряжения бюджетом, обозначена доля частных провайдеров в тюрьмах и пробации (соответственно, до 10 и до 50 %) и некоторые другие.

На примере исправительного учреждения Уэльса (учреждение категории «В») начальником тюрьмы Данни Хан были продемонстрированы основные принципы организации воздействия на правонарушителя в период его пребывания в изоляции.

Названы 3 основные составляющие: 1) интеграция; 2) управление действиями правонарушителя; 3) культура реабилитации.

Интеграция включает 6 основных аспектов: стратегическое видение, инновация, интеграция (объединение усилий), лидерство (поддержка талантливых работников), оптимальная кадровая политика, культура реабилитации.

Управление действиями правонарушителя – представляет собой объединение усилий офицеров пробации, офицеров учреждения и администрации. Начальник тюрьмы является участником высшего комитета в рамках МАРРА.

Принцип взаимодействия реализуется в создании групп между управлениями, которые занимаются оценкой и управлением рисками и заседают с периодичностью 1 раз в месяц.

В ответ на запрос участников об особенностях деятельности офицеров пробации в исправительном учреждении, была представлена информация о том, что офицеры пробации осуществляют контроль за наиболее опасными преступниками, а также названы основные формы их работы.

Также участникам  было разъяснено, что в процессе отбывания наказания учитываются потребности правонарушителя. Исходя из этих соображений, правонарушитель может быть отравлен в другое учреждение (решение принимается начальником тюрьмы по согласованию с самим правонарушителем).

Культура реабилитации  была разъяснена как особый организационный подход к предотвращению (недопущению) повторного правонарушения.

Назван приоритет – безопасность и сформулирован тезис «если человек чуствует себя защищенным, то ему не надо принимать мер по самозащите».

Далее участникам была представлена презентация пофессора Майка Магуайра. Раскрыты этапы развития взглядов на ресоциализацию преступников, акцентировано внимание на необходимость работы с проблемами правонарушителя, которые существовали у него еще до попадания в места заключения, раскрыты отдельные моменты защиты потерпевших от правонарушения, обозначены стратегические вопросы по сокращению разрыва между «тюремным» миром и обществом. Особое внимание было уделено вопросам групповой работы  с  правонарушителями, в рамках которых отмечены такие принципы, как партнерство, поддержание позитивных изменений в поведении лица, обязательный учет личного фактора, совместная работа по плану реализации судебного решения.

участники посетили ресторан «CLINKS», в котором работают лица, осужденные за совершение уголовных правонарушений, в отношении которых установлен невысокий риск совершения повторного правонарушения и нанесения ущерба.

«Стратегическое взаимодействие. Выполнение работ на линии фронта. Встреча с экспертами, занимающимися практической работой».

 Участники были ознакомлены с принципом организации деятельности  межведомственных хаббов (их в Уэльсе  — 16), основная работа которых связана с более опасными преступниками. Основная цель участников пробационного процесса  — достичь тех же результатов, которые имеют место с обычными правонарушителями.

Обозначена особенность организации пробационного процесса в Уэльсе, которая заключается в выделении приоритетных групп:  1) женщины, 2) лица, совершившие факты бытового насилия; 3) бывшие военнослужащие; 4) семьи правонарушителей; 5) представители национальных меньшинств и великобританцев африканского происхождения; 6) лица, находящиеся под опекой.

         В настоящее время под контролем находится 210 человек (лимит не более 250, однако он практически никогда не достигается) – это лица, допустившие рецидив и имеющие высокие риски. Исходя из данных показателей, может быть установлен щадящий или интенсивный контроль.

         На вопрос участников о существовании квоты дел у сотрудника пробации, был получен ответ, что загруженность офицера пробации четко регулируется. В частности, с учетом интенсивности работы в отношении лиц, имеющих максимальные риски, офицеру пробации поручается меньшее количество дел.

         Участникам были раскрыты некоторые особенности осуществления пенитенциарной пробации в Уэльсе. Обозначен  минимальный срок начала работы офицера пробации – за 12 недель до освобождения, однако, данный срок на практике, как правило, больше. Представлена информация, что с 1 января 2018 года пробация будет осуществляться непосредственно в учреждении, но только в отношении лиц, имеющих наиболее высокие риски (в отношении остальных по-прежнему будет действовать правило о 12-недельном сроке).

         Для внимания были представлении также основные аспекты специальных программ. Так, были представлены основные направления работы с женщинами-правонарушительницами, бывшими военнослужащими, совершившими уголовные правонарушения.

         В заключении было представлено основное содержание проекта «Мудрость», рассчитанного на работу с категорией правонарушителей, имеющих максимальные риски (преимущественно, уличенных в актах бытового насилия, состоящих в ОПГ, совершивших преступления на сексуальной почве, а также менее тяжкие преступления, совершенные лицами, не являющимися гражданами Великобритании). Кандидаты для участия в данной программе (возможна и рекомендация МАРРА) заносятся в базу данных, назначаются брифинги для обсуждения оперативной информации по лицам, участвующим в проекте. Максимальный срок действия проекта для отдельного правонарушителя – 2 года.

Посещение объединенных судов в г. Кройдон «Работа службы пробации с судами, включая представление отчетов до вынесения приговора (досудебный отчет) (характеристики личности и обстоятельств обвиняемого». Сессия была представлена Элис Глейстер, старшим офицером пробации и сотрудниками суда.

         Участникам была первоначально представлена в общем виде судебная система Кройдона (количество жителей – более 366 тыс человек). Королевские суды и суды-магистраты различаются кругом полномочий, в том числе и в рамках деятельности сотрудников пробации. Так, если совершено более тяжкое уголовное правонарушение или правонарушение меньшей тяжести, но с санкцией 6 месяцев и свыше тюремного заключения, то дело будет рассмотрено  в королевском суде.

         Здесь же, в суде, по решению управления, производится определение правонарушителя под контроль государственной или частной службы пробации.

         Суд осуществляет запрос доклада (по собственной инициативе) в случае, когда правонарушитель признал свою вину или признан виновным в совершении правонарушения.

         Участники получили дополнительную информацию в отношении представления, сроков и содержания досудебного доклада. Также был представлен в качестве примера реально составленный досудебный доклад, в отношении правонарушителя-иностранца, совершившего кражу в размере 50 фунтов. Здесь снова был обозначен максимальный срок досудебного доклада – 21 день (по наиболее серьезным преступлениям).

         Исходя из содержания предыдущих сессий, у участников возник вопрос по поводу арифметики наказания в Англии. В ходе текущей сессии был получен ответ по данному вопросу. Имеют место официально разработанные рекомендации по назначению наказания (внесены в электронную базу и находятся в открытом доступе). Данные рекомендации разработаны советом, в который входят преимущественно судья, а также юристы, общественность. Несоблюдение рекомендаций может быть основанием для апелляции.

         Далее сессия была продолжена Кейт Кэмпбелл, административным офицером службы пробации в суде-магистрате.

         Участники вновь узнали о тенденции к более скорому представлению досудебных докладов. Скорость работы в судах очень высокая (6-7 судебных слушаний в день).

         В ходе составления досудебного доклада производится запрос в электронный статистический системы, преимущественно, систему Delius (система кейс-менеджемента). Производятся запросы о том, состоит ли правонарушитель под пробацией, может быть запрошена информация у офицера пробации, который уже осуществлял контроль за правонарушителем, и уведомление его о том, что подконтрольное лицо совершило повторное уголовное правонарушение.

         В случае необходимости, могут быть получены и распечатаны досудебные доклады по предыдущим уголовным правонарушениям конкретного лица.

         В суде – магистрате преимущественной формой досудебного доклада является устная форма.

         Примерный «рабочий план» составления досудебного доклада: 1) беседа с правонарушителем; 2) заполнение статистической системы OASys; 3) определение наличия «криминального паттерна» (риска).

         Участники получили ответ на вопрос о доступе данных на наличие судимости у лица (например при трудоустройстве). Система снятия и погашения судимости, в целом, аналогична казахстанской системе. Получен ответ, что работодатели обычно справку о наличии (отсутствии) судимости не запрашивают, однако недостоверная информация со стороны лица может в последующем влечь для него ответственность.

         В заключении участникам были вкратце представлены требования к профессиональным и административным сотрудникам пробации (технические, административные и личные компетенции).

«Работа службы пробации в исправительных учреждениях и подготовка заключенных к освобождению». Государственная тюрьма Уансфорд. Встреча с начальником тюрьмы и сотрудником службы пробации Кирсти Аддикот.

         Сначала состоялась беседа с начальником тюрьмы и сотрудниками пробации по общим вопросам организации пробационного процесса в период тюремного заключения.

         Основная концепция  — постепенный переход на полное самоокупаемое содержание (за счет размещения на территории тюрьмы обслуживающих и других предприятий и цехов).

         Основные направления работы пробации в тюрьме:

  1. За 6 месяцев до освобождения производится оценка информации о правонарушителе (риски)
  2. Осуществляется пробационная работа в отношении лиц, имеющих наибольшие риски (с лицами, имеющими сравнительно невысокие риски, при подготовке к освобождению преимущественно работает администрация тюрьмы).
  3. Используются различные информационные статистические системы: Dtlius (общая система управления – кейс-менеджмент), Nones (для лиц, находящихся на территории тюрьмы), Visor  (в отношении лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, а также террористических преступлений, OASys (в рамках плана реализации судебного решения).

Участникам также была представлена организация системы образования осужденных в тюрьме на основании социально-корпоративной ответственности (организация фондов при университетах для поддержки социально уязвимых слоев населения, в том числе, заключенных). Представлена информация по программе «учимся вместе» (осужденные обучаются контактно со студентами университетов).

После беседы была поведена экскурсия по тюрьме Уансфорд.  Группе были продемонстрированы все помещения тюрьмы (блоки, офис сотрудников тюрьмы и службы пробации, кухня, библиотека, а также имеющиеся мастерские и полигоны по профессиональной подготовке осужденных – швейный цех, монтажно-строительный полигон, ремонтная мастерская, площадки для обучения ландшафтному дизайну)

 Министерство юстиции. Обучение сотрудников службы пробации

         Директором Университета справедливости Портсмута Дэннисом Гофом  была представлена программа Community Justice Learning (2016-2022) по подготовке офицеров пробации (участники получили раздаточный материал). Состоялась видео-презентация программы.

         В настоящее время при подготовке офицеров пробации применяются различные формы обучения: 1) дистанционная, 2) индивидуальное обучение, 3) обучение в электронном формате.

         В настоящее время до 65 % сотрудников пробации подготавливаются в стенах университетов или по их программе.

         В 2017 году планируется обучение 300  сотрудников службы пробации в формате 3 групп (примерно по 100 человек).

         Современные тенденции: расширяется категория студентов, не имеющих академическую степень по криминологии. С 2016 года  обучение по программе для офицера пробации может пройти любой студент, имеющий академическую степень 5 уровня. Что касается дипломированных юристов, то они должны подтвердить полученные ими теоретические знания и практические умения.

         Функционируют 4 образовательных уровня:

  1. Осведомленность о системе правосудия в Англии и Уэльсе
  2. Знание причин совершения преступления
  3. Модуль по реабилитации правонарушителя
  4. Работа с трудными клиентами (бездомные, молодежь, инвалиды и др.).

Первоначально производится зачисление кандидата в статусе практиканта.

         До 6 месяцев – преимущественно практическая составляющая.

         С 6 до 15 месяцев – отчетность по проделанной работе, а также допуск к академической части.

         Навыки и компетенции подготовленного сотрудника пробации:

  1. Знание кодекса профессиональной этики. Коммуникативные навыки (в отношении различных категорий)
  2. Способность оценивать уровень риска и потребности правонарушителя, с которым работает
  3. Способность заполнять данные в системе OASys
  4. Умение вести дела о серьезной опасности (обучение управлением риском).
  5. Навыки работы с правонарушителями (мотивирование поведения).
  6. Реабилитация и недопущение повторного правонарушения
  7. Способность готовить доклады для официальных слушаний.

На коллегии утверждается готовность кандидата, после чего он получает 20 кредитов (академическая часть).

Все материалы (книги, пособия) обязательно имеют электронные версии.

11.30-12.00. – Проект по работе со специалистами, работающими в местных сообществах. Представлен  Кэтрин Фуллер, национальным менеджером тренинговых проектов по пробации, а также Алекс Лоу, менеджером тренинговых проектов по пробации из Уэльса.

         Основные направления деятельности:

  1. Интегрированность процесса обучения
  2. Оценка качества обучающих программ
  3. Менеджмент по организации обучения.
  4. Подготовка кураторов для обучающих программ.

Действуют 6 департаментов управления в Англии и 1 департамент в Уэльсе.

В соответствии с программами, административным служащим пробации присваивается 3 уровень квалификации, профессиональным – 5 уровень.

Кроме того имеются программы повышения квалификации для руководства и офицеров пробации.

В Лондоне работают 2 профессиональных психолога по оказанию услуг офицерам пробации для повышения стрессоустойчивости, снижения рисков профессиональной деформации в форме психологического консультирования. Также планируется внедрение программ по клиническому сопровождению сотрудников пробации.

Кураторство будущего офицера пробации осуществляется в следующих направлениях:

  1. Наставничество на постоянной основе
  2. Работа на протяжении всего периода с акцентом на практические навыки и умения
  3. Разработка индивидуальной программы для каждого соискателя
  4. Контроль за принимаемыми практикантами решениями (практиканты действуют самостоятельно, но отчитываются перед куратором).

По завершении обучения практикантов выполняется дипломная работа:

  1. Должна состоять из 80 тысяч слов
  2. Тема избирается произвольно, но может быть связана с работой.
  3. Обязательно должна указываться доказательственная база

Структурирование знаний, полученных на практике.

В завершение заключительной сессии были подведены итоги работы за все время учебного визита в Великобританию, составлен примерный план дальнейшей работы в рамках международного проекта в Казахстане. Участникам была предоставлена возможность задать заключительные вопросы, а также поделиться впечатлениями о поездке и о том круге вопросов, который им был представлен в ходе визита.

Доцент кафедры уголовного,

уголовно-исполнительного

права и криминологии

подполковник полиции Ю.И. Симонова