К юбилею Ибрая Алтынсарина…

В октябре 2016 г. на базе Костанайского филиалаФГБОВПО«Челябинский государственный университет» Научно-образовательным фондом «Перспектива» по заказу КГУ«Қоғамдық келісім» акимата Костанайской области был организован и проведен научный семинар, посвященный 175-летию Ибрая Алтынсарина.

В работе семинаре приняла участие доцент кафедры языков Костанайской академии МВД РК имени Шыракбека Кабылбаева полковникполицииГ.К.Ескатова, которая представила доклад на тему «Проблемы нравственности в жизни и трудах Ибрая Алтынсарина».

 Проблемы нравственности в жизни и трудах Ибрая Алтынсарина.

26_02_1

 Ибрай Алтынсаринвыдающийся просветитель, широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как великий педагог-новатор и организатор новых школ.

Нынешний год, когда во всех городах и селах нашей страны широко отмечается 25-летие Независимости Республики Казахстан, 175-летие Ибрая Алтынсарина является поистине историческим.

Ученый-этнограф и фольклорист, прозаик и поэт, основоположник казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики – таков не полный перечень достоинств этого человека. Сегодня мы с полной уверенностью можем сказать, что в личности Ибрая Алтынсарина нашел свое воплощение гений казахского народа, самобытная культура которого сыграла большую роль в формировании его собственного мировоззрения.

Сам Алтынсарин не раз отмечал, что многогранная культура казахского народа складывалась на протяжении веков из произведений героического эпоса, импровизаций народных певцов, из произведений устного народного творчества.

Всю свою жизнь И. Алтынсарин посвятил просвещению родного народа, оставив яркий след в педагогике. Ибрай Алтынсарин приложил много усилий для просвещения казахов. «Школы – главные пружины образования казахов, в них же будущность казахского народа» — писал он.

26_02_2

Ибрая Алтынсарина можно по праву назвать основоположником «светского образования» казахского народа. Так же, как и Ч. Валиханов, И. Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И это было далеко не случайно. Получив по преимуществу русское образование, он, конечно, не мог не заметить той колоссальной разницы и тех несомненных преимуществ, которое имеет светское знание перед религиозным, особенно перед ее мусульманским проявлением. Так, в понятие «обучение»И.Алтынсарин вкладывал гораздо большее, чем «просто передача знаний», рассматривая «образование» как категорию высоконравственную.

Следующие строки из его биографии являются подтверждением этого: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще и на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

26_02_3

Анализируя отдельные эпизоды из жизни Алтынсарина, можно сделать вывод, что Ибрай-аға был для своих учеников не только педагогом, который знакомил их с буквами, учил читать и писать, а и личностью высокой духовности и морали, не терпящим какие-либо проявления внутренней пустоты человека. Так по свидетельству историков в 1869 году он поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и временно исполнял обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. При выборах Алтынсарин пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям.

Ибрай Алтынсарин был личностью многогранной.  Неутомимый труженик на ниве просвещения, он стал создателем и организатором не только первых русско-казахских светских народных школ, но и специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек и других культурно-просветительских учреждений.

Историки отмечают, что, собирая деньги у местного населения на постройку школы, он вкладывал и свои собственные сбережения.  Недаром в народе сохранилось название школы в Торгае, его «первой ласточки» — «Қара шаңырақ», как ласково называли в степи его детище, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864 года. Ибрай Алтынсарин по этому поводу написал знаменитые свои стихи «Кел, балалар, оқылық!».

Именно благодаря усилиям И.Алтынсаринав самом центре нашего города Костаная находится одна из старейших школ Казахстана, которую в разные годы окончили:ЕлубайУмурзаков, Ильяс Омаров, Алиби Джангильдин, СпандиярКобеев, Мухамеджан Сералин, СералыКожамкулов, Темир Дарханбав, ЖангельдыОтарбаев, АманжолКузембайулы и многие другие.

26_02_4

В исторической хронике о Ибрае Алтынсарине можно встретить высказывания, где его называют казахским Ломоносовым. Ведь его талант проявился не только в педагогике, но и в литературе. Его литературное наследие включает в себя стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им.

Алтынсарина по праву можно назвать одним из основоположников казахской реалистической литературы и литературного языка. Его перу принадлежат рассказы и новеллы «ҚыпшақСейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiзүй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асылшөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлыбаласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ» («Чистый родник»). Примечателен тот факт, что и в своей педагогической деятельности казахский педагог-просветитель подчёркивал особую роль художественной литературы и придавал ей огромное воспитательное значение

Мне как преподавателю иностранного языка, крайне близка позиция Ибрая Алтынсарина, который будучи переводчиком русской классики на казахский язык, способствовал росту и подъему культуры и духовности казахского народа через постижение русской классики. Так он перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др. Обучая казахских детей, он учитывал, на какой культуре воспитаны дети казахи. Поэтому устную, традиционную, поэтическую культуру он дополнял европейской прозой. В своих переводах произведений русских классиков и в оригинальных произведениях на казахском языке он широко пропагандировал идеалы демократического просветительства.

Всю жизнь он настойчиво пополнял свои знания, внимательно изучал серьёзные научные труды и художественные произведения классиков русской и западноевропейской литературы — Н.Г.Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А.Добролюбова, А.С.Пушкина и др. Читал Шекспира, Гёте, Байрона, великих поэтов Востока- Фирдоуси, Низами, Навои и др. Слова А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге» — стали повседневной жизненной формулой Ибрая Алтынсарина.

Многосторонняя деятельность Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа.

Ибрай Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, писателем и общественным деятелем, внесшим большой вклад в дело приобщения казахов к передовой, демократической культуре.

«Надо давать хорошее образование, учить, как попало, нельзя» — эти слова не утратили своей актуальности и сегодня.

       Думаю, что сейчас, когда в системе образования происходят кардинальные изменения и преобразования, нам педагогам 21 века должна быть очень близка идея нравственного просвещения подрастающего поколения, претворению которой наш великий соотечественник посвятил свою жизнь.

 

Литература

 

  1. Ныязбекова К.С. Развитие педагогической мысли в Казахстане.
  2. АлтынсаринИ. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1969.1. Т.1. С. 463-464
  3. Алтынсарин И. Избранные произведения. Алма-Ата, 1957.С. 326
  4. http://e-history.kz/ru/biography/view/19