Социально-психологическая адаптация слушателей 1 курса в ведомственном высшем учебном заведении

Одной из наиболее важных проблем обучения в современном мире является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды слушателей.

Социально-психологическая адаптация предполагает адаптацию к профессии, работе, учебе, к коллективу, приспособление к особенностям и условиям жизни по месту жительства.

Адаптация молодого человека в высшем учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния и так далее, то есть каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, то изучение механизмов и закономерностей адаптации слушателей в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

В связи с этим, исследование особенностей социально-психологической адаптации слушателей первого курса в первые месяцы обучения в Костанайской академии Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева, является актуальной проблемой.

Цель исследования, выявить особенности социально-психологической адаптации слушателей первого курса к обучению в ведомственном высшем учебном заведении, провести тренинговые занятия.

Основной задачей является, проведение психологических тренингов, способствующих наиболее оптимальной адаптации слушателей к обучению, снижению уровня тревожности, повышению их самооценки.

Наиболее эффективно формирование психологических особенностей проходит в рамках социально-психологического тренинга.

Тренинг- это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы.

В процессе специально организованного общения решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Во время занятий у слушателей происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. В этой деятельности каждый слушатель окружается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на помощь других. Поэтому он способен, активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме.

Задача группы социально-психологического тренинга — помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. А также научиться воспринимать и понимать себя. Эти навыки необходимы слушателям как для адаптации к новому коллективу, успешному обучению, так и для освоения будущей профессии.

Проведенные тренинговые занятия показали, что слушатели стали ближе друг к другу, в группах был установлен положительный эмоциональный контакт.

Таким образом, управление ситуациями учебно-воспитательного процесса и психическими состояниями является реальной основой для целенаправленной активизации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также определения трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности.

Важным методом активизации деятельности слушателей-первокурсников, их адаптации к новому учебному заведению, развитию сплоченности новой учебной группы, пониманию друг друга и себя в социуме, а также создание положительного эмоционального настроя и значимости выбранной профессии является тренинг.

 

Жанна Руденко
старший инспектор-психолог
отдела воспитательной работы
старший лейтенант полиции