Профориентация в местах лишения свободы

Современная профориентация нуждается в обновлении своих теоретических и практических основ, чтобы достойно ответить на общественные вызовы: рыночную регуляцию трудовой сферы, реформу профессионального образования, сохранение влияния теневого сектора занятости и т.д. Все эти проблемы непосредственно касаются тех, кто оказывается в условиях тюремного заключения.
Насколько профориентация в условиях учреждения должна отличаться от профориентации, например, в школе или в детском доме?
Этот вопрос был поднят во время занятия в 314 группе по дисциплине «Социальная работа с осужденными несовершеннолетними» с приглашением практического сотрудника – начальника отряда отдела воспитательной и социально-правовой работы с осужденными учреждения РУ-170/3 ДУИС по Западно-Казахстанской области лейтенанта полиции Певцова Максима Владимировича.
Как выяснилось, подростки в учреждении могут быть не очень ресурсными с точки зрения уже имеющихся способностей, также они могут демонстративно не признавать традиционные ценности труда, могут не понимать сути профоориентационной работы и т.д. Следовательно, подростки в заключении еще более нуждаются в профориентационной помощи. Поэтому отличительная особенность профориентационной работы в учреждении заключается не в личности самого осужденного, а в факте проведения работы в условиях несвободы. Целевой группой профориентации становится не только подросток, но и члены его семьи, сотрудники служб, которые будут сопровождать подростка после выхода на свободу, работодатели и т.д.
Благодаря триединству «преподаватель – курсант — практический сотрудник», выяснилось очень много нюансов в профессиональной работе с осужденными несовершеннолетними.
Занятие прошло в конструктивной форме, а участники выразили желание дальнейшего сотрудничества.

Заместитель начальника кафедры
организации социальной работы
в органах внутренних дел
полковник полиции
А. Конвисарь