ИСКУССТВО ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В мировой практике существуют два полярных подхода к разрешению ситуаций, связанных с захватом заложников. Это либо полный отказ, от каких — либо уступок преступникам, либо готовность идти на разумный компромисс.
Наиболее эффективным подходом, а нередко единственным реальным средством сохранения жизни заложников, принято считать переговоры с захватчиками.
На протяжении всего учебного семестра курсанты 312 учебной группы факультета очного обучения Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева оттачивали мастерство по ведению переговорного процесса, как в рамках дисциплины «Психолого-педагогическое обеспечение переговорного процесса», так и в рамках учений, проводимых в лагере Академии.
Также, в рамках практического занятия с курсантами 1-3 курсов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», преподавателем кафедры ПиП капитаном полиции Руденко Ж.М. организовано и проведено симуляционное моделирование переговорного процесса при захвате заложников.
Симуляционное моделирование помогает структурировать или добавлять новые элементы к уже сложившемуся пониманию принципов действия переговорного процесса. Теоретические знания, примененные на практике, позволяют выявить сильные или слабые стороны той или иной методики переговоров, той или иной тактики. Практика дает возможность наработать определенные модели, знание которых может привести к успеху в переговорах при освобождении заложников.
Ключевой особенностью данной симуляционной ситуации стали внезапность, отработка жестких переговоров. Перед курсантами -переговорщиками стояла важная задача – освободить как можно больше «заложников».
Главными действующими лицами «захватчиками» стали старший преподаватель-методист факультета очного обучения майор полиции Алпеисов Б.Б. и преподаватель-методист УМЦ майор полиции Бисеналина А.М., которые очень креативно и творчески подошли как к подготовке, так и проведению симуляционной ситуации переговорного процесса.
Хотелось бы отметить, что курсанты-переговорщики хорошо справились с поставленной задачей и освободили основную часть «заложников».
Цель переговоров считается достигнутой в том случае, если преступниками выполнена договоренность об освобождении заложников. Успех переговоров может быть обеспечен только в ситуации, когда их ведут люди, профессионально подготовленные. Поэтому так важно проводить специальную подготовку сотрудников, в чьи обязанности входит участие в переговорной деятельности. Только сочетание обоснованной теории и профессиональной практической деятельности может привести к благоприятному исходу ситуации.
Таким образом, моделирование переговорного процесса это прежде всего способ познания окружающей нас реальности и только потом принятие решения по конкретному вопросу.

Преподаватель кафедры ПиП
капитан полиции
Ж. Руденко