ПОГРУЖАЕМСЯ В РУССКИЙ ЯЗЫК

В Академии для курсантов-представителей Республики Таджикистан содержание занятий по русскому языку определяется потребностями обучения на русском языке специальным дисциплинам, а также профессиональными потребностями будущего сотрудника правоохранительных органов.

С курсантами-представителями Республики Таджикистан, обучающимися на первом курсе, мною регулярно проводятся дополнительные занятия по русскому языку.

Русский язык является для данных курсантов языком изучения всех учебных дисциплин, но при этом, конечно же, он для них язык иностранный, и, разумеется, у них есть определенные трудности в его освоении. На данный момент имеются еще не те результаты, которых бы хотелось, но именно для этого и организованы наши дополнительные занятия.

Первостепенной задачей в изучении русского является подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звуков. Поэтому мы всегда уделяем этому особое внимание. На первый взгляд, акцент кажется непреодолимой проблемой. Здесь и неправильное произношение звуков, не имеющихся в родном языке, и неверные расстановка ударений, изменение высоты голоса, силы звука и громкости. Но, на самом деле, акцент – это всего лишь вредная привычка, от которой можно избавиться. Однако на это требуются время и старание.

Наши занятия имеют практический характер. Мы стремимся устранить все изъяны в звукопроизношении и боремся с акцентом, общение на таджикском языке сводим к минимуму, практически все время уделяем разговорной практике, так как решить большинство проблем с произношением может помочь только живое общение на русском языке.

На дополнительных занятиях мы играем в лингвистические игры, которые способствуют развитию интереса к русскому языку, расширяют лингвистический кругозор и повышают культуру речи курсантов, активизируют имеющийся словарный запас, учат решать проблемные вопросы, чувствовать слово, развивают мыслительную деятельность, помогают повысить уровень рефлексивных действий с изучаемым лексическим материалом, влекут осознание ими важности русского языка в успешном овладении профессиональными знаниями, да и всеми запасами общечеловеческих знаний. Эти игры, как правило, развлекательны, но при этом всегда имеют обучающее значение. Игры эмоциональны и спонтанны, поэтому в них курсанты ярко проявляют все свои личностные качества и языковые способности.

Чтение художественной литературы является одним из важнейших способов развития речи, и мы стараемся читать как можно больше.

На дополнительных занятиях, впрочем, как и на аудиторных, мы всегда работаем в атмосфере дружественной и творческой. Это создает благоприятные условия для развития каждого курсанта. Положительный эмоциональный настрой содействует повышению эффективности в работе и помогает создать «ситуацию успеха» даже для тех, чье владение русским языком находится еще не на должном уровне.

Ну а в планах у нас еще многое, например, музыкотерапия, которая широко используются логопедами и психологами.

Повышение уровня владения русским  языком, несомненно, отразится на усвоении всех учебных дисциплин, и мы к этому будем прилагать все силы.

Преподаватель кафедры языков

майор полиции

Елена Бекжанова