Трудно ли быть психологом?

Все, что связано со становлением профессионализма, всегда вызывает интерес у специалистов разных наук и практик. Путь формирования профессионала – долгий, требующий терпения, усилий и времени. Однако начало этого пути, неизменно, находится в стенах учебного заведения.

Будучи педагогом, куратором и человеком, в некоторой степени ответственным за судьбу курсантов, с которыми осуществляю работу, я задалась вопросом «А как лично я могу помочь им в определении профессиональной позиции, в приобретении практических навыков, и как я могу лишний раз убедить их в том, что выбранная ими профессия – достойная, нужная, многогранная и перспективная?».
Профессия «психолог» относится к категории помогающих. Доминирует в ней социальный интерес, интерес к людям и взаимодействию между ними. Курсанты нашей специальности готовятся посвятить свою профессиональную жизнь решению достаточно сложной задачи – найти ответы на вопрос о воспитании правопослушной личности, коррекции правосознания, оказании помощи в исправлении тех, кто переступил грань закона.

Волнующий меня вопрос натолкнул на мысль о том, что первым шагом в становлении профессионализма курсантов моих кураторских групп может стать возможность почувствовать, какие трудности возникают в работе психолога. С этой целью я обратилась в средние школы города Костанай. Оказалось, что современные рядовые школы имеют в лице своих школьников множество проблем поведенческого, личностного и межличностного характера, для решения которых у самой школы часто не хватает ресурсов и времени. Нашу психологическую помощь школы № 19 и 20 приняли с удовольствием и благодарностью.

Первые занятия с учащимися состоялись, появился первый опыт и первые мысли о том, трудно ли быть психологом.

Курсант 413 учебной группы Шаримова Р.

На прошедшей неделе мы – курсанты 4 курса: Шаримова Р., Фатова А. и Томилова З. – посетили среднюю школу № 19 г. Костанай. Для успешного решения поставленной перед нами задачи в первую очередь мы подготовили тренинг, направленный на знакомство со школьниками и диагностику психологической атмосферы в коллективе.

А задача нам поставлена заместителем директора школы по воспитательной работе четкая: выявить учеников, нуждающихся в психологической помощи и оказать психологическую поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Первым встретил нас коллектив шумного и неугомонного 6 «Б» класса. Класс этот был выбран не случайно: в силу трудного возраста дети отличаются психологическими особенностями в общении, для них характерна избирательность в отношениях, вспыльчивость, агрессивность, строптивость и стремление поделить коллектив на иерархизированные структуры по одним им известным признакам.

Дети встретили нас – психологов в погонах – с особой доброжелательностью, теплотой и интересом. В ответ на это мы постарались полностью посвятить им себя, и оказалось, что в момент проведения тренинга рамки социальных ролей незаметно отошли на второй план. Это дало нам возможность легко и непринужденно проскользнуть в тайный мир взаимоотношений подростков и незаметно «подсмотреть» их проблемы изнутри.

С какими мыслями мы вернулись из школы? С мыслью о том, что очень важно оценивать в учениках не только внешнюю сторону их поведения, но и причины, побуждающие их поступать тем или иным образом, а также с мыслью о том, как много времени нужно посвятить психологу тому, чтобы разгадать загадку каждой личности ребенка. Явления, которые нам удалось пронаблюдать в группе школьников, нам пока не совсем ясны и понятны. Но вместе с тем, эта непонятность побуждает нас к тому, чтобы ставить перед собой четкие, разрешимые задачи, анализировать свои ошибки, пополнять багаж знаний и расширять свой профессиональный кругозор.

Очень радостно, что это только начало работы, которая поможет нам найти ответы на многие вопросы, связанные с профессией и на чуточку продвинут нас в пути становления профессионализма.

Курсанты 413 учебной группы Бекенова З., Курмангазина М.

На прошлой неделе школа № 19 предоставила нам возможность начать свою работу с детьми, чье поведение выходит за рамки общепринятой нормы. Заместитель директора по воспитательной работе дала нам индивидуальные задания: выявить психологические трудности у детей, чьи семьи отнесены к разряду неблагополучных. Это задание оказалось неожиданным и довольно сложным: необходимо было не просто найти подход к ребенку 8 лет, но и разгадать, в чем заключается действительная причина его особенного поведения.

Я думаю, что мне, как начинающему психологу, удалось справиться с заданием. Я легко установила контакт с ребенком, несмотря на мои ожидания, что форма будет его настораживать. Знания, полученные мною на занятиях, позволили мне правильно организовать свои действия, и мой первый опыт в роли практикующего психолога я считаю успешным. Однако это только первая капля в океане профессионального становления. Я думаю, что дальнейшая работа в школе даст нам хороший жизненный и профессиональный опыт.

Куратор 412 и 413 учебных групп
майор полиции Федотова Е.С.